«Покупайте меньше, выбирайте лучше, используйте дольше».
Вивьен Вествуд, модельер
На протяжении последних лет на фоне экономических потрясений и роста цен постепенно меняется отношение россиян к личным финансам. Идеи осознанного потребления потихоньку проникают в нашу жизнь, приучая эффективнее тратить деньги, вести личный бюджет, по-иному смотреть на многие вещи. Это происходит вовсе не от безденежья или скупости. Людям все больше нравится приобретать вещи, которые носятся долго и с удовольствием, взвешенно подходить к покупке продуктов, приготовлению еды, рационально использовать ресурсы, быть ответственным по отношению к природе и экологии.
Зачем и кому нужна эта осознанность
Социологические исследования показывают, что осознанный подход к потреблению полезен всем живущим на Земле и самой планете. В первую очередь об этом стоит задуматься относительно благополучной части населения. Бедные, не имея даже самого необходимого, и так вынуждены экономить в силу обстоятельств.
Причины для перехода к осознанному потреблению разные: сугубо практические, экологические (мы не в состоянии все контролировать, но уменьшить вред, хотя бы в незначительных масштабах, можем), этические, даже психотерапевтические.
Увы, безудержное, быстрое потребление не делает людей счастливее. Небольшое количество по-настоящему полезных, любимых вещей, по мнению Мари Кондо (автор книги «Магическая уборка») приносит больше радости, чем доверху забитые полки невнятными безделушками, тряпками, дорогой косметикой.
Причем осознанная экономия вовсе не предполагает какой-либо скаредности, отказа от того, что позволяет радоваться и наслаждаться. Это всего лишь мудрое, рациональное использование всего, что окружает человека.
Что такое осознанное потребление
Разумное потребление – это осознанный подход к покупкам, независимо от мотивации. Точное знание ответа на вопросы:
- А действительно ли мне это нужно?
- Как я собираюсь это использовать?
- Какие последствия будет иметь для меня и окружающей среды это приобретение?
Ведь ответственность за избыточное потребление в определенной степени лежит и на нас, а не только на производителях.
Почему идея разумного потребления становится популярнее
Мы много и часто говорим об экономии. Порой это раздражает, вызывает негативные эмоции. Мало кому нравится постоянно ограничивать себя и отказывать в чем-то. Но экономить и разумно потреблять – не одно и то же. Вынужденный отказ от трат – это экономия. А добровольный выбор – это осознанное потребление, способ контролировать свою жизнь. Человек считающий экономит не потому, что нет денег, а потому что это нормальное поведение взрослого ответственного человека.
Взвешенный, обдуманный шопинг – не то же, что стремление приобрести за меньшие деньги как можно больше вещей и гонка за скидками. Чтобы понять, что жизнь не становится хуже, если уменьшить количество вещей и сократить расходы, иногда уходит целая жизнь. Лучше, если это случится раньше. А потому заняться этим надо прямо сейчас.
Что происходит
Искушение тратить больше, чем надо, присутствует повсюду. Самое глупое, нерациональное в таком поведении то, что большая часть бездумно купленных вещей вообще не используется. А на это потрачены огромные деньги.
«Быстрая мода» (fast fashion) провоцирует на лишние покупки. Масс-маркет, недорогие сетевые магазины сделали вещи доступными для всех. Постоянное обновление коллекций, реклама, желание всегда быть в тренде снова и снова заставляют нас приобретать ненужную одежду.
Постарайтесь припомнить, что способно вызвать у вас яркие эмоции? Конечно же, новые покупки. Часто импульсивные. Короткая эйфория от необдуманного шопинга заканчивается сожалением по поводу зря потраченных денег спустя буквально несколько часов.
Модная индустрия и текстильная промышленность наносят большой урон экологии. В стоки рек попадают пестициды, синтетические волокна, красители, которые загрязняют воду, делая ее непригодной для человека, растительного и животного мира. Избыточное потребление и перепроизводство приводят к сокращению ценных природных ресурсов. Чтобы изготовить одну футболку, уйдет 2700 литров воды, а на пару джинсов – до 7000 литров.
По сути, одежда fast fashion становится непродовольственным фастфудом: быстро изготавливается, недолго хранится и используется, наносит вред природе и здоровью. Вещи выбрасывается так же быстро, как одноразовая посуда или полиэтиленовые пакеты. По данным Greenpeace, каждую минуту жители Гонконга отправляют на свалку 1400 футболок. Большая часть одежды после короткого срока службы оказывается на мусорных полигонах или сжигается.
Приобретать недорогую одежду, даже несмотря на низкую цену, не так уж выгодно. При таких объемах производства ее качество оставляет желать лучшего: используются самые дешевые материалы, вредные химические вещества. Одежда быстро теряет вид и форму после стирки. Но для производителя это всего лишь повод отправить покупателя за новой покупкой.
Что можете сделать вы:
- Осознанно подходить к выбору вещей, предпочитая качество, долговечность, уместность в гардеробе.
- Использовать вещи, которые уже есть, вместо покупки новых.
- Продлевать жизнь ненужным вещам, отдавая нуждающимся, обменивая, даря или сдавая их в переработку.
Но эта история не только про одежду. Те же принципы осознанного потребления и разумной достаточности, сформулированные в правилах «Трех R»: Reduce (потребляйте меньше), Reuse (используйте повторно), Recycle (перерабатывайте то, что можно переработать), можно применить не только к гардеробу, но и к любым материальным предметам.
Еще одна проблема – расход ресурсов и перепроизводство пищевой продукции.
Магазины в огромном количестве выбрасывают готовые продукты с дефектами упаковки, истекшим сроком хранения. В мусорное ведро летят остатки несъеденной пищи, неиспользованные запасы из холодильника. Да и отходы самого пищевого производства велики.
Если бы жители благополучных стран, даже ни в чем себе не отказывая, просто подсократили количество пищевых отходов, возможно, удалось бы накормить голодных в странах, где еды не хватает.
Проблема мусора
Многотонные свалки с отходами и бытовым мусором, лишающие жителей, проживающих рядом с ними, возможности дышать свежим воздухом, загрязненные водоемы, опасный для здоровья дым мусоросжигательных заводов – это реалии нашего времени. Малая часть того, что производится, служит человеку долго. Остальное выбрасывается в первые полгода-год после изготовления.
Если наладить во всем мире эффективную переработку мусора, положение может измениться в лучшую сторону: сократится количество свалок, меньше ресурсов будет использовано на производство новых вещей. В идеале решить проблему может циклическая экономика, которая предполагает отсутствие отходов из-за многократного использования всех ресурсов, добытых или производимых человеком. Но это дело будущего.
А что сегодня? Делать то, что возможно: уменьшать расходы, отказавшись от лишнего, научиться повторно использовать вещи, сортировать отходы. Словом, постараться, чтобы на планете Земля мусора было меньше. При кажущейся бесперспективности изменить нашу планету к лучшему, действуя каждый сам по себе, шанс повлиять на экологию в лучшую сторону все-таки есть. Ведь быть немножко более eco-friendly по силам каждому.
И все-таки, почему осознанное потребление – это важно. Ведь жили же мы без этого. Вероятно, потому что это не просто очередной модный тренд и не просто призыв к экономии. Это новое мышление, образ жизни, формирующий социально ответственного, думающего человека с разумным отношением ко всему, что его окружает, способного отказаться от избыточного потребления.