Почему продажи в этом сегменте рынка падают второй месяц подряд
В продаже в России может официально появиться китайский электрокар NETA, сообщил «Известиям» вице-президент компании-производителя Hozon Auto. Ранее на отечественный рынок вышли другие бренды из КНР, в том числе Zeekr, BYD, Voyah. При этом спрос на электрокары падает второй месяц подряд — прежде всего из-за увеличения таможенных сборов и соответствующего роста цен, отмечают эксперты. Например, в мае 2024 года их продажи сократились в два раза по сравнению с апрелем. В этих условиях новые бренды из КНР могут не повторить успех моделей на двигателях внутреннего сгорания. О том, почему на рынке электроавтомобилей началась стагнация и как китайский автопром пытается заместить ушедших западных производителей, — в материале «Известий».
Новые китайские электрокары на российском рынке
После ухода из России крупных западных и азиатских производителей автомобилей освободившуюся нишу активно осваивает Китай. В 2023 году автоконцерны из КНР продали в РФ более 550 тыс. машин, заняв половину рынка. Доля брендов из США, Европы, Японии и Южной Кореи составила лишь около 15% от общего объема продаж. На 2024 год у Китая еще более масштабные планы: например, только Changan, Chery и Haval планируют реализовать в России совокупно почти 600 тыс. единиц.
Неудивительно, что китайская автомобильная экспансия началась и на рынке электромобилей, тем более что климатические условия по мере развития технологий уже не играют такой большой роли. За последние два года спрос на электрокары в целом увеличился. В 2023 году их продажи в России составили рекордные 14,1 тыс. штук — это в 4,7 раза больше, чем в 2022-м, следует из данных аналитического агентства «Автостат». Чаще всего россияне покупали китайский Zeekr, поставляемый по параллельному импорту, и Evolute, который собирают на заводе «Моторинвест» в Липецке. В топ-5 всего лишь двое не из «китайцев» — это Volkswagen и Tesla. Замыкает пятерку также марка из КНР — Voyah.
Уже в ближайшее время на российском рынке может появиться еще один бренд китайских электрокаров — NETA, принадлежащий китайской Hozon Auto. Сейчас компания анализирует климатические условия в стране и совместимость с ними своих автомобилей, заявил «Известиям» вице-президент Hozon Auto Чжоу Цзян.
— Российский рынок отличный. Мы проводим соответствующие исследования для выхода на него. Однако географические и климатические условия в Китае и России разные, поэтому мы пока анализируем температурный разрыв и совместимость автомобилей, как они могут адаптироваться к российским реалиям. Это может быть локализованный модельный ряд. Уже идет подготовка соответствующих сертификатов, — сказал Чжоу Цзян.
Приобрести автомобили от Hozon Auto можно и сейчас, но в очень ограниченном количестве. Отдельные модели через параллельный импорт появляются у местных дилеров.
Что мешает рынку электрокаров
При этом вовсе необязательно, что китайские электрокары повторят успех своих соотечественников на двигателе внутреннего сгорания, считают эксперты. Одной из причин может стать стагнация покупательского спроса.
Продажи электрокаров в РФ падают второй месяц подряд и достигли уровня середины 2023 года, рассказал «Известиям» руководитель управления продаж и маркетинга бренда VGV Максим Железняк.
Так, в мае в России было реализовано 1096 электромобилей, в то время как в апреле — 2237, следует из данных «Автостата». Падение составило 51%. Впрочем, это всё равно на 25% больше, чем в мае 2023 года. Данные продаж за июнь также покажут снижение спроса, пусть и не такое значительное, полагают эксперты.
— Раньше многие россияне покупали недорогой Nissan Leaf, который в достаточно больших объемах везли из Японии. Но после изменений в правилах ввоза в части таможенно-тарифного регулирования импортировать их стало не так выгодно. Вторая категория — это премиум-сегмент, например Tesla, Audi, которые ввозились «окольными» путями через Киргизию или Белоруссию. Сейчас свернулся поток электрокаров, который шел через Киргизию с занижением таможенных платежей. На этом был построен, например, весь успех Zeekr, — рассказал «Известиям» вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.
Сейчас правила ввоза автомобилей в Россию ужесточились, а новых схем, которые позволяли бы минимизировать таможенные сборы, не придумали, пояснил эксперт. Остался путь через Белоруссию, но им, в силу особенностей местного законодательства, импортеры пользуются не очень активно. В условиях падающего спроса китайские бренды электромобилей могут не найти своего покупателя, считает Максим Железняк.
Проблемы в секторе EV (электрокаров) одинаковы и для российского, и для мирового рынка, обратил внимание специалист. Такие автомобили сложно и долго заряжать из-за недостаточно развитой инфраструктуры, дистанция поездки до подзарядки не устраивает большинство автовладельцев, и, в конце концов, они просто дороже.
— Российский рынок электрокаров находится на начальной стадии развития. Многие производители разрабатывают электромобильные проекты, но они еще не достигли значительного успеха. Однако власти предпринимают определенные шаги, чтобы стимулировать продажи электрокаров. Речь идет, например, о бесплатной парковке или освобождении от транспортного налога в некоторых городах (например, в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ростовской областях. — «Известия»), — отметил официальный представитель бренда Oting (Sinomach Auto) Алексей Кожухов.
Решается вопрос и с электрическими зарядными станциями. Как заявили «Известиям» в Минэкономразвития РФ, с 2022 года установлено более 1,1 тыс. «быстрых» ЭЗС, что даже чуть выше плана.
— В 2024 году поставлена задача двукратного увеличения сети и количества регионов, в которых создается быстрая зарядная инфраструктура. Количество быстрых зарядных станций к концу 2024 года должно увеличиться до 2,5 тыс., — напомнили в ведомстве.
За последние два года введены две очереди быстрых зарядных станций на территории 36 регионов, добавили в Минэкономразвития РФ.
Из отечественных брендов для продажи доступен электрокар «Москвич». Правда, за январь–май 2024 года продано всего 645 единиц, что считается весьма скромным результатом, заметил Максим Железняк. Но на подходе еще один представитель отечественного электроавтопрома. Серийное производство «Атома» от компании «Кама», который будет продаваться в ценовой категории от 2,5 млн до 3,5 млн рублей, начнется в III квартале 2025 года.