Главная Экономика «Будет создан отдельный федеральный проект по развитию финрынка»

«Будет создан отдельный федеральный проект по развитию финрынка»

от Татьяна

Замминистра финансов Иван Чебесков — о поддержке эмитентов и инвесторов, донастройке программы долгосрочных сбережений и регулировании майнинга

К 2030 году капитализация фондового рынка увеличится более чем втрое — до 193 трлн рублей. Минфин сейчас разрабатывает комплекс мер, которые поспособствуют достижению этой амбициозной задачи и будут отражены в новом федеральном проекте по развитию финрынка. Об этом в интервью «Известиям» заявил замглавы Минфина Иван Чебесков. Он также сообщил о том, как за счет налогового стимулирования работодателей будут вовлекать в софинансирование долгосрочных сбережений граждан и о других инициативах по донастройке ПДС. Кроме того, замминистра финансов рассказал, как будет регулироваться и платить налоги отрасль майнинга.

«Такой рост — хороший повод задуматься о покупке акций»

— С 1 июля программа семейной ипотеки продлена и даже расширяется за счет заемщиков с детьми старше шести лет, если они проживают в малых городах, регионах с низким уровнем строительства или хотят возвести свой дом. Но пока непонятно, сохранятся ли основные параметры — размер первоначального взноса и максимальная сумма кредита…

— По первоначальному взносу и максимальной сумме кредита всё останется как было. Сейчас прорабатывается вопрос по поводу параметров малых городов и субъектов с низким уровнем строительства, ИЖС, по которым получено поручение президента.

— На ПМЭФ-2024 Владимир Путин дал много поручений по поводу развития фондового рынка. Например, разработать дополнительные меры по удвоению его капитализации к ВВП до 2030 года. Какие это могут быть меры?

— Сейчас капитализация фондового рынка составляет порядка 58 трлн рублей, или 34% от ВВП. Президент сказал, что к 2030 году этот показатель должен вырасти до 66%. С учетом роста ВВП за тот же период это означает увеличение капитализации фондового рынка практически в три раза — до 193 трлн рублей. Такой рост — хороший повод задуматься о покупке акций.

«Будет создан отдельный федеральный проект по развитию финрынка»

Мы сейчас разрабатываем перечень мер, которые способствовали бы выполнению такой амбициозной задачи. На базе поручения президента по увеличению капитализации фондового рынка к ВВП будет создан отдельный федеральный проект по развитию финансового рынка. И в этом федеральном проекте будет определенный перечень инициатив, которые мы будем выполнять для достижения этого показателя.

— Новый национальный проект?

— Федеральный в рамках нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика».

Что касается конкретных мероприятий, то сейчас я их не назову, поскольку проект еще находится в проработке. Могу сказать про ключевые блоки, из которых он будет состоять. Прежде всего это увеличение количества размещений на рынке — первичных, вторичных и расширение перечня компаний с госучастием, чьи акции размещены на бирже. Помимо поддержки предложения, то есть эмитентов, будут также предусмотрены меры для поддержки спроса, то есть инвесторов.

— Вы хотите сказать, что правительство планирует вернуться к планам по большой приватизации?

— Речь идет о продаже долей компаний с госучастием, которые готовы к приватизации. О массовой приватизации речи не идет. В целом, когда компании выходят на рынок, это хорошо для их деятельности. Они становятся более эффективными, корпоративное управление меняется в лучшую сторону.

— Это банки или компании из разных секторов?

— Мы сейчас не говорим про конкретные компании. Прорабатывается инициатива, которая будет направлена на такие процессы. Есть госкомпании из различных секторов, которые в принципе готовы на проведение IPO. Конечно, это не должно быть всё и сразу.

— Скорее всего, компании и не сразу будут открывать свой капитал, долями выводить на рынок?

— Конечно. И важно подчеркнуть, что процесс должен быть рыночным. Когда компания готова, сама инициирует этот процесс.

Второй блок вопросов связан с улучшением работы самих компаний, выходящих на рынок, в том числе с госучастием. Эта часть касается корпоративного управления, установления KPI для менеджмента, повышения прозрачности за счет раскрытия финансовой отчетности и так далее.

«Будет создан отдельный федеральный проект по развитию финрынка»

И третий блок вопросов будет связан с различными мерами стимулирования, которые мы сейчас прорабатываем.

— Для инвесторов или компаний?

— Как я уже сказал, и для инвесторов, и для компаний.

— Президент на ПМЭФ, кстати, поручил стимулировать малые технологичные компании выходить на биржу, компенсируя затраты на размещения. Об этой мере стимулирования речь?

— Аналогичная мера уже действовала в 2023 году, когда эмитенты, относящиеся к МСП, могли получить компенсацию части затрат по выпуску акций и облигаций. Сейчас прорабатывается возможность продления указанного механизма и распространения его не только на малые технологические компании, но и на сектор МСП+, который превышает параметры МСП по выручке и численности.

— Сейчас активно обсуждается возможность допуска инвесторов к торгам напрямую на бирже без участия брокеров. Как Минфин относится к этой инициативе?

— Считаем, что о таком проекте говорить рано. На фондовом рынке важно поддерживать хорошую ликвидность. И сейчас не нужно создавать конкуренцию за нее. Ведь если подключать к торгам инвесторов напрямую, то профучастники начнут создавать так называемые пулы ликвидности, которую будут раздирать на кусочки. Ничем хорошим это не обернется. Поэтому вопрос подключения инвесторов напрямую к торгам, на мой взгляд, правильно рассмотреть, но позже, когда в России сформируется устоявшийся рынок капитала.

«Работодателей важно подключать к софинансированию формирования сбережений граждан»

— Еще одно поручение президента касалось донастройки программы долгосрочных сбережений (ПДС), в том числе за счет создания стимулов для работодателей софинансировать накопления россиян. Есть уже понимание, как это будет реализовано? И нет ли планов расширить основания для граждан для того, чтобы досрочно воспользоваться накоплениями?

— Президент на ПМЭФ поручил продлить срок государственного софинансирования ПДС с трех лет до десяти. Это уже дополнительный стимул для граждан, чтобы вступить в программу. Соответствующие поправки подготовлены и планируются к принятию в весеннюю сессию.

«Будет создан отдельный федеральный проект по развитию финрынка»

Президент РФ Владимир Путин на ПМЭФ-2024

Что касается работодателей, то очень важно активно подключать их к софинансированию формирования сбережений граждан. Поэтому сейчас прорабатываем механизм, который за счет совершенствования налогообложения будет стимулировать работодателей.

— Но ведь по НПО такие налоговые стимулы уже предусмотрены, причем в нескольких вариантах — экономия на налоге на прибыль и НДФЛ. Вы хотите перенести их и в ПДС?

— Да, мы смотрим на это по аналогии с НПО, но с учетом некоторых особенностей самого продукта ПДС. Как раз сейчас эти нюансы и прорабатываем.

— Почему сейчас акцент делается на ПДС, если уже есть классическое негосударственное пенсионное обеспечение (НПО), которое уже лет 20 стагнирует. Почему бы его не поддержать?

— ПДС мы рассматриваем как своего рода локомотив продвижения правильной инвестиционной грамотности и культуры. НПО — это все-таки пенсионный продукт, а ПДС — более универсальный для долгосрочного сбережения на разные цели. Многие люди недооценивают такие вложения, а ПДС как раз должна подтолкнуть их к этому решению.

Читайте также:
Имущество и достатки: доходы от приватизации в разы превысили план на год

«Важно, чтобы у гражданина был минимум ограничений»

— Кстати, глава государства упомянул, что пока ПДС отстает от целевых показателей. На сколько? Какая статистика по привлечению средств граждан в программу?

— Конечно, президент поставил задачу привлечь в эту программу 250 млрд рублей до конца этого года, чтобы оценить работоспособность ПДС, ее качество. Но задачи загонять туда насильно нет. ПДС — абсолютно добровольная программа.

«Будет создан отдельный федеральный проект по развитию финрынка»

Мы следуем целям, которые поставил президент, должны их достичь в этом году. Поэтому, исходя из того, как происходит процесс, корректируем наши действия, предлагаем определенные изменения в законодательство. И будем предлагать принимать эти поправки в приоритетном порядке.

— Какие это изменения?

— Сейчас мы точечно прорабатываем их вместе с рынком. Во многом они связаны облегчением клиентского пути для гражданина, чтобы упростить процесс заключения договора. Есть много технических нюансов, с которыми сталкивается человек и не понимает их.

Например, работаем над тем, чтобы через «Госуслуги» активнее проводить информирование. Сейчас дорабатывается электронный помощник — робот Макс, который будет отвечать на вопросы, связанные с ПДС. В общем, есть очень много деталей, которые вроде бы не видны, но органы власти, участники рынка тратят на них очень много времени для того, чтобы человеку было просто воспользоваться продуктом.

— Но есть и вопрос потери материальной. Если, к примеру, человек захочет перевести в ПДС свои накопления из обязательной пенсионной системы (ОПС) до окончания пятилетнего периода, то потеряет инвестиционный доход.

— Этот вопрос тоже сейчас обсуждаем. Он важный, но сложный и дискуссионный. Хотим, чтобы ПДС была конкурентной, чтобы человек мог выбирать лучшего оператора программы. Например, также обсуждается вопрос подключения в будущем к ней страховых компаний.

Важно, чтобы у гражданина был минимум ограничений. То есть, если у него есть пенсионные накопления, он должен иметь возможность их переводить. Если он хочет выбрать одного оператора, он выбирает того, кто ему больше подходит. Если что-то в его работе не понравилось, то должна быть возможность спокойно перевести свои средства.

— Есть ли статистика, сколько людей перевели в ПДС свои накопления из ОПС, а сколько принесли живые деньги?

— Сейчас уже открыто свыше 650 тыс. договоров и порядка 90 тыс. граждан подали заявление на перевод своих пенсионных накоплений. Пока это не очень высокий показатель, но, на наш взгляд, он демонстрирует, что программа работает.

«Будет создан отдельный федеральный проект по развитию финрынка»

— С запуском ПДС закрыт ли вопрос с накоплениями в рамках ОПС, который возник из-за мораториев?

— У граждан есть возможность перевести накопления в ПДС. Таким образом и решается вопрос. Люди должны понимать, что после перевода это будут уже их деньги.

— А если большинство не захочет переводить?

— Для этого созданы и создаются стимулы. И такие стимулы, как следует из поведенческой экономики, работают, подталкивают граждан к правильному финансовому поведению.

«Когда майнинг станет легальной отраслью, он перестанет быть злом»

— Еще в прошлом году Минфин начал разрабатывать законопроект о налогообложении майнинга. Как будет оно устроено?

— До того как принимать налоговое законодательство, необходимо утвердить профильное законодательство, где мы определим, что такое майнинг. И действительно, мы очень сильно с этим затянули. Ключевой вопрос с майнингом даже не в том, что это такое, ОКВЭД добавить, а именно определиться с самим продуктом майнинга. Здесь и возникают основные разногласия. Майнинг — производство цифровой валюты. И что с ней делать, куда продавать, кто это может делать? И это ключевой этап, который мы до сих пор, к сожалению, не прошли. Много дискуссий по этому поводу.

— Как я понимаю, основной аргумент против — это возможности энергосетей. Представители власти на местах опасаются, что если запустить майнинг, то начнутся перебои с электричеством.

— Есть два подхода. Можно посмотреть на майнинг как на некое зло, которое непонятно на что тратит электроэнергию и непонятно куда результат этой работы продается. Сейчас в какой-то степени из-за того, что нет нормального регулирования, иногда так и происходит.

«Будет создан отдельный федеральный проект по развитию финрынка»

Но основная проблема, которая, на наш взгляд, самая неконтролируемая, вызывающая проблемы и перебои с электроэнергией и так далее, — это, конечно, бытовой майнинг. Он составляет примерно треть от промышленного. И с бытовым, в отличие от промышленного, практически невозможно договориться, когда и сколько использовать электроэнергии. Поэтому регулирование, которое сейчас рассматривается, как раз направлено на то, чтобы привести всё в порядок.

Второй подход — когда майнинг станет легальной отраслью, которая будет платить соответствующие налоги, то он перестанет быть злом, поскольку это фактически экспорт энергоносителей. Как в случае с нефтью, газом. Электроэнергия — это тоже наш ресурс, который мы можем экспортировать через цифровую валюту.

— Как же будет урегулирован майнинг?

— Всё очень просто. Регулирование будет проходить через регистрацию, включение участников в реестр. Если человек будет работать в лимитах индивидуального электропотребления, то никакой регистрации не потребуется.

— Сомнительно, что на индивидуальных лимитах можно много намайнить…

— Если человек захочет реально заниматься этой деятельностью, то уже нужно быть включенным в реестр майнеров, платить налоги. Если он этого делать не захочет, то его деятельность будет признана незаконной.

— Тогда нужно вносить еще поправки в Уголовный кодекс или КоАП?

— Да. Сейчас готовятся поправки по ответственности в зависимости от уровня нарушений. Но хочу подчеркнуть: задача не в том, чтобы наказывать кого-то, а чтобы дать возможность заниматься майнингом легально. Если нет желания действовать в рамках закона, то тогда наступит ответственность.

— А как они будут платить налоги?

— Следующий этап — это налогообложение. Есть вопрос о налогообложении операций с цифровой валютой, но там всё более-менее понятно, поскольку это может делаться, как и в случае с ценными бумагами.

К налогообложению майнинга есть несколько подходов. Конечно, мы хотим двигаться в направлении, чтобы майнеры платили налог на прибыль, как и все другие компании. Но понятно, что сейчас это будет сделать крайне сложно, поскольку возникает много проблем — где брать цену биткоина, кто ее будет верифицировать, кем и как будет формироваться официальный курс.

Поэтому рассматривается в том числе уплата налога на базе потребляемой энергии, которая в среднем будет эквивалентна налогу на прибыль. Подход в целом такой. Но еще раз повторю, что прежде чем вносить инициативы по налогообложению, нужно сначала принять профильное законодательство.

— Учитывая, что проект давно лежит в правительстве и ведутся дискуссии, в этом году уже вряд ли стоит рассчитывать на принятие профильного законодательства?

— Мы прилагаем для этого все усилия.

Вам также может понравиться