Здравствуйте, дорогие читатели! Думаю, многих, у кого есть дети, этот вопрос волнует по-настоящему. Давать или не давать карманные деньги ребенку? И если давать, то сколько? Когда начинать давать и как проконтролировать? Вопросы, на которые мы ищем ответы. И каждый решает для себя эту проблему, как может и как считает верным.

Многие родители уверены, что карманные деньги необходимы ребенку. Это позволит ему во взрослой жизни избежать многих ошибок. Ведь, для того чтобы научиться распоряжаться деньгами, планировать расходы, тратить и рассчитывать бюджет – нужно этому научить. А как научить, если ребенок никогда не держал в руках деньги?

Давать или не давать карманные деньги

Другая часть родителей уверена в обратном. Дети и деньги – понятия несовместимые. А зачем ребенку деньги?

  • Им все и так покупают родители
  • К тому же, дети не умеют тратить деньги
  • Можно избаловать деньгами или развить такие качества, как жадность
  • Ребенок, у которого всегда есть деньги, больше рискует (у него их могут отобрать или, хуже того, побить)

В поисках ответов мы изучаем опыт других родителей, опыт зарубежных стран, читаем советы психологов и всякие умные книжки, как, например, книги Роберта Кийосаки.

Иногда, обилие и разнообразие рекомендаций, точек зрения и различного опыта порождает в голове, скорее, еще больше хаоса и беспорядка и приводит в состояние неуверенности и нервозности.

Временами, так и хочется сказать себе: «Стоп, достаточно. Остановись на минутку, перевари все, что узнал, и примени. Но применяй творчески, опираясь на собственный жизненный опыт и интуицию, учитывая характер и склонности своего ребенка».

Итак, карманные деньги… Нужны ли они детям или нет?

Согласитесь, многие из нас относятся к поколению, воспитанному в несколько негативном отношении к деньгам.

В наших семьях не было принято обсуждать какие-то финансовые вопросы и проблемы с детьми. Родители, как правило, выкручивались, как могли.

И уж, конечно, ни о каком финансовом образовании детей и речи не было. Поэтому мы, теперешние родители, в большинстве своем абсолютно безграмотны в финансовом отношении. Наши родители, да, зачастую, и мы сами живем, как Бог на душу положит.

И распоряжаемся заработанными деньгами примерно по той же схеме, по которой это происходило в семье, как это обычно делали бабушка и дедушка, родители или ближайшие родственники.

Читайте также:  Как собрать ребенка в школу и при этом не разориться?

Только сейчас я начинаю понимать, что в жизни можно было бы все организовать как-то иначе, при правильном отношении к деньгам.

И, уже только поэтому, считаю, что дети должны с детства знать цену деньгам и уметь с ними обращаться.

Чтобы ваш ребенок стал богатым и счастливым человеком, вы, родители, научите его стать таким, даже если у вас что-то не получилось в жизни и вы сами совсем не богаты.

Потому как дело здесь в основном не в вашем состоянии, а в вашей голове и в вашей способности воспитать в детях правильное отношение к деньгам.

Но это только моя точка зрения.

Посмотрим, что по этому поводу думают психологи, и как это происходит в других странах.

Как детей учат считать деньги за границей?

Германия

Стабильная и добропорядочная Германия известна своей страстью к экономии во всем (правда, в разумных пределах, и, при этом, качество жизни от этого нисколько не страдает).

Как детей учат считать деньги за границей

Карманные деньги у детей здесь приветствуются с раннего возраста.

Некоторые родители начинают давать детям деньги с 5 лет.

Суммы эти, конечно же, небольшие, но условия, при которых они выдаются в некоторых семьях, учат детей распределять свои финансы. Например, предлагается ребенку на выбор какая-то сумма денег или какое-то количество конфет, купленных за эти деньги. Таким способом (либо деньги, либо конфеты) ребенок начинает осознавать ценность денег и делать выбор.

Не знаю, приемлемо ли это в нашей стране. Лично мне такой способ как-то не очень. Но вот, наверное, мы поэтому и не немцы.

Немецкие школьники получают в среднем на свои расходы 5-20 евро. Но, при этом, многие родители сразу же забирают у детей 20% от выданной суммы (такой своеобразный налог).

Делается это не потому, что родители такие жадные и не могут расстаться со всей суммой, а с определенной целью: приучить детей, что с каждой суммы денег необходимо заплатить налог.

В Германии поощряется такой способ заработка детьми, как продажа на блошиных рынках своих игрушек, книжек и других уже ненужных им вещей. На эти деньги (когда накопиться нужная сумма) приобретается какая-то более крупная и необходимая ребенку вещь.

Франция

Вот уж почему-то никогда не думала, что французы (на мой взгляд, несколько легкомысленные по жизни, но, наверное, я ошибалась) способны заниматься таким накопительством.

Они приучают своих детей копить деньги и вести финансовый учет приходов и расходов с раннего детства (5-6 лет). Да еще и штрафуют за всякие детские шалости и провинности, существенно уменьшая содержимое детского кошелька.

На карманные расходы французским школьникам дают 5-30 евро в неделю, и эти деньги рассматриваются больше как способ научить детей обращаться с деньгами. А если им нужно приобрести что-то более дорогое, дети, как правило, зарабатывают деньги в свободное время.

Читайте также:  Ставим апостиль на свидетельство о рождении самостоятельно

Поступив в университет, многие французские дети и вовсе снимаются с денежного довольствия родителей (живут отдельно и за счет подработок).

Как я завидую их родителям: нам, наверное, никогда не приблизится к такой модели отношений детей с родителями. А так иногда хочется.

США

Страна, в которой очень серьезно (можно даже сказать, фанатично) относятся к финансовой грамотности, и дети приучены работать с детства (например, им могут платить родители за домашнюю работу или подростки зарабатывают на мойке машин, стрижке газонов, в кафе и т.п.).

Взаимоотношения родителей и детей сводятся в финансовом плане к простой схеме: родители стараются накопить себе больше на старость, чтобы не быть обузой для детей, а потому дети должны зарабатывать самостоятельно.

На карманные расходы американским школьникам выдают 5-15 долларов. Системное образование по финансовой грамотности дети могут получить в специальных лагерях, где такое обучение проходит в игровой форме. Очень часто американские дети берут себе кредиты на обучение (полностью или частично).

Швеция

В этой стране деньги накопить детям очень легко и совсем не затратно для родителей.

Представляете, до 20 лет шведским детям платит на карманные расходы государство – 152 доллара ежемесячно. В школе питание бесплатное. А если еще родители будут «участвовать» в этакой своеобразной «программе софинансирования», то есть добавлять к сумме, накопленной от государства, такую же сумму от себя – то к 20-летию на счету ребенка уж точно наберется кругленькая сумма.

Сколько давать карманных денег

Я хочу жить в Швеции 🙂

И еще в Швеции дети также зарабатывают деньги на продаже своих ненужных вещей (одежды, игрушек, книг) и уже с 15-ти лет могут организовать свой бизнес. В стране очень много таких молодых бизнесменов.

Ну а что мне не очень нравиться, так это то, что есть сладкое в Швеции дети могут только по субботам.

Англия

Англия, как оказалось, самая лояльная страна по отношению к детям. Честно признаюсь, я думала наоборот, что в чопорной и строгой Англии самые драконовские меры по отношению к детям и детскому труду.

Но все вовсе не так.

Англичане не стараются «загружать» своих малолетних детей основами финансовой грамотности. Хотя, как правило, почти во всех семьях у детей есть копилки, куда они откладывают деньги. На карманные расходы детям выдается еженедельно 8-31 доллара (в зависимости от возраста ребенка).

Также практикуется система подработок у родителей. А дети постарше, которые подрабатывают самостоятельно, иногда лишаются денег на карманные расходы.

И еще вот такой интересный нюанс: если дети начинают зарабатывать по-настоящему и продолжают жить с родителями, они платят родителям 10% от своего заработка (так называемый родительский сбор) на оплату коммунальных и продукты. И, тем самым, вырабатывается понимание: не все, что сам заработал, можешь потратить только на себя.

Читайте также:  Как правильно выбрать банковскую карту для ребенка?

Турция

В этой стране самый приятный и легкий способ заработать деньги детям. Они получают монетки (от 0,5 до 27 долларов) с самого младенчества за то, что целуют старших родственников по большим национальным праздникам.

Дети-школьники получают еженедельно 5,5-16 долларов на карманные расходы. Начинают подрабатывать позже, чем в европейских странах и США, лет с 15-16, и продолжают находиться под финансовой опекой родителей.

Венгрия

Интересен ее опыт финансового образования детей: обучают обращаться с деньгами в процессе игры (например, «Монополия») и на уроках в школе.

Карманные деньги – 12 долларов в неделю.

Советы специалистов и психологов

Давать или не давать карманные деньги?

В этом вопросе и отечественные, и зарубежные психологи единодушны. Невозможно приобрести собственный опыт и научиться распоряжаться деньгами (тратить, сберегать, планировать) без реальных денег (на данном этапе – это карманные деньги).

С какого возраста давать детям деньги?

Единой точки зрения нет. Но большинство склоняется к тому, что деньги надо начинать давать, когда ребенок будет к этому готов (начнет сам проявлять интерес к этому вопросу, научится считать). У нас этот период обычно совпадает с началом учебы в школе.

Сколько давать карманных денег?

Здесь каждый решает сам. Это зависит и от доходов в семье, и от разумного подхода.

Деньги должны рассматриваться не как стимул хорошо себя вести, получать хорошие оценки или, что еще хуже, за выполненную работу по дому, а именно как средство обучения ребенка финансовым навыкам.

Как часто выдавать карманные деньги?

Выделяемая сумма должна быть постоянной – например, 50-100 рублей в неделю. Обычно потребность в карманных деньгах возникает с началом учебы в школе.

Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Ребенок должен самостоятельно распоряжаться этими средствами.

как научить ребенка обращаться с деньгами

Родители же могут посоветовать, на что потратить деньги, как лучше ими распорядится, ненавязчиво проконтролировать. Но окончательное решение должен принять ребенок. Так как, при строгом контроле за расходами со стороны родителей, утрачивается весь смысл карманных денег.

Например, можно взять с собой ребенка за покупками при подготовке к школе. И не бойтесь, что ребенок потратит деньги (на ваш взгляд, совершенно бездарно на бесполезные вещи). Любой опыт – это опыт самого ребенка. Только так он научится самостоятельно распоряжаться деньгами.

Пока-пока…

P.S. Если вы сами еще не умеете распоряжаться финансами, начните учиться вместе со своим ребенком. Полезно будет всем.

(11 оценок, среднее: 4,27 из 5)
Загрузка...

7 КОММЕНТАРИИ

  1. Тут даже рассуждать нечего — детям карманные деньги однозначно нужны. Пускай с детства учатся с ними обращаться. Вот только сколько давать и как контролировать- вопрос большой.

    • Я тоже считаю, что деньги детям нужно давать обязательно и учить их ими распоряжаться. Может быть эти навыки помогут нашим детям быть более успешными в жизни. Очень обидно за наше старшее поколение, которые, в большинстве своем,из-за финансовой безграмотности не смогли обеспечить себе достойную старость. Ведь на пенсию прожить очень трудно.

  2. Я живу в Израиле, отношение к карманным деньгам тут разное, кто дает деньги на мелочи и любую вещь больше 2 евро оплачивает сам, а также все развлечения крупные по стоимости, кто-то считает, что свои развлечения подростки должны оплачивать сами. Дети стремятся работать лет с 13, но обычно проблема найти подработку, даже на каникулах. Реально дети подрабатывают на каникулах лет с 16. Я своей дочери даю карманные деньги 12 евро в неделю лет с 12. На эти деньги она покупает подарки на день рождения друзей и родственников (никто не ждет дорогих подарков, но я знаю, что ее подружки всегда очень довольны тем, что она подарила). Лет с 14 она получает карманные всей суммой раз в месяц. 20% она откладывает на учебу (это не большие деньги, просто она понимает, что высшее образование у нас дорогое и на него не просто собрать деньги), еще 20% собирает на крупные покупки (первая была очень приличный фотоаппарат), остальные деньги тратит в том числе на покупку вещей, которые не в плане покупок одежды для семьи, а просто ей хочется иметь. Поскольку деньги ее, она экономит, не покупает еду в автомате в школе, а берет бутерброд из дому, вещи, которые хочет иметь, ищет по скидкам. Понимает, что нет смысла платить за фирму, если можно купить тоже самое в более широкой сети и дешевле. Я ее учу обращаться с деньгами, записывать расходы и планировать, поскольку она контролирует и деньги, выдаваемые на поездки и частные уроки. И еще маленький пример из жизни, у моей дочери фигура, как у модели, и по дороге домой со школы она любовалась юбкой от известной израильской дизайнера. Мы с мамой все-таки более склонны к спонтанным покупкам и очень любим делать подарки сюрпризом, купили эту юбку для дочери. И получили нагоняй, что мы транжиры и не умеем считать деньги и что не стоит покупать все вещи, которые нам нравятся. Хотя моя дочь тоже иногда делает маленькие сюрпризы подружкам просто так.

    • Анна, спасибо. Мне очень понравилась Ваша система финансового воспитания. К тому же, его результаты уже налицо: в вашей семье уже начался двусторонний процесс воспитания правильного отношения к деньгам. Я тоже зачастую совершаю совсем незапланированные и необдуманные покупки. Правда, не всегда ругаю себя за это, особенно, если покупка удачная или это что-то давно желаемое, которое вдруг неожиданно попалось на глаза. Но все-таки, если речь идет о больших покупках, стараюсь действовать по плану и к этому приучаю своих детей. И совершенно с Вами согласна, дети должны с детства понимать, что чтобы что-то получить, нужно потрудиться.

  3. Сейчас мне 13, в 7-й класс иду. Мне, как ни кому лучше, понять сколько надо давать денег школьнику.
    Если родители могут позволить себе давать ребенку каждую четверть по, примерно, 2 тысячи за хорошие оценки — это круто, можно самостоятельно накопить на смартфон или что-нибудь другое.
    Если ребенок с утра перед школой хорошо завтракает (например, каша, чай или какао с фруктом) — достаточно давать в день 50 рублей (в моей школе этого достаточно, чтобы купить одну или две мини-пиццы т.к. у нас цены часто меняются).

    P.S. Мне уже второй год на крупные праздники типа Нового Года и Дня Рождения вместо подарков дарят деньги. Я сам так попросил, так гораздо удобнее. За праздник можно получить 10-15 тысяч от родственников, я уже накопил 60. Каждую покупку я обдумываю минимум полнедели. Еще с того года я хотел потратить деньги на питбайк (для тех, кто не знает, это мини-кроссовый мотоцикл, на который не нужны права и, соответственно, запрещено ездить по ДОП), в итоге так и не решился, жалко стало деньги тратить.
    P.P.S. Многие мои одноклассники совершенно не знают цену деньгам, как только родители дают им деньги они их сразу тратят на еду и.. игрушки. Да, в таком возрасте они еще тратят деньги на игрушки.

    • Даниил, мне очень понравилось, как ты распоряжаешься своими накоплениями. Накопить 60 тысяч и разумно их израсходовать — это и не каждый взрослый может. Мы часто поддаемся эмоциям и тратим свои сбережения совсем не на то, на что планировалось. Так что ты молодец!

  4. Живу в Ташкенте, 18 лет. С первого класса, даже еще раньше собираю деньги. Как сказал Даниил, можно сэкономить на обед, надо кушать полезную и калорийную еду, а не сладости, конфеты и т.д. Если маршрут составлял 10-15 мин ходьбы, то я шел пешком, а не на автобусе.
    Дарю подарки родным, близким, учителям на каждый праздник. Покупаю необходимые вещи.
    Были знакомые, которые с легкостью могли в день потратить 30-40 у.е, а то и больше. У нас большинство молодежи не знают каким способом, потом, «кровью» зарабатываются деньги. Вместо клубов, тусовок, развлечений могли бы потратить на благотворительность, тем кто нуждается(Например ветеранам, если бы не они…просто скажу — без прошлого нет настоящего). Пусть Бог даст им совесть. Очень хотел бы чтоб мои слова дошли до всех жителей планеты.

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь