О качестве всего сериала пока говорить трудно, но начало необычное.
Биографические фильмы и сериалы про певцов и музыкальные коллективы — чуть ли не главный тренд мирового кино последних лет. В России подобных проектов чуть меньше, но примеров тоже хватает: уже вышли «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Магомаев», «Ласковый май». А после успеха «Короля и Шута» стало ясно, что сериалы про поп- и рок-группы начнут появляться на экранах один за другим.
5 сентября на Wink стартовала «Комбинация» — шоу о популярном коллективе из 90-х. Едва ли найдётся человек, который не слышал «Бухгалтера», «Два кусочека колбаски» или American Boy.
Пока что вышел всего один эпизод. Удивительно, но самих певиц показали только в финале. Похоже, сериал будет посвящён их продюсеру. Но это тоже интересно, хотя действие слишком часто сваливается в клише.
О чём сериал
В конце 1980-х Александр Шишинин (Никита Кологривый) работает в милиции в ОБХСС, чтобы обеспечивать жену и новорождённого ребёнка. Однажды героя отправляют проверять количество проданных билетов на концерте, где он знакомится с продюсером Бари Алибасовым (Аскар Ильясов). Милиционер тут же пытается навязаться к тому в напарники и получает пачку билетов на выступление группы «Мираж», которые нужно распространить по спекулятивной цене.
Впечатлившись концертом, Шишинин решает собрать свою группу, где будут петь девушки. Вместе с композитором Виталием Окороковым (Владимир Канухин) они начинают искать вокалисток буквально на улицах и рынках. И в итоге встречают хулиганистую школьницу Татьяну и интеллигентную Лену, которые составляют идеальный дуэт.
Эпизод пока что посвящён не самой «Комбинации»
Когда появились первые промоматериалы шоу, во многих тематических каналах о кино возмутились: в центр постера о женской группе поместили героя Никиты Кологривого. Но теперь стало понятно, что история, по крайней мере на старте, посвящена как раз Шишинину.
Если опустить тот факт, что Никита Кологривый снова играет самого себя, не стараясь как-то подстроиться под героя, первый эпизод получился вполне атмосферным. Шишинин предстаёт интересным персонажем. Он оценивает творчество и даже вокалисток не по чистоте голоса и качеству звучания, а просто по мурашкам на коже. Надо признать, Кологривый умеет создать на экране настоящий драйв: моментально веришь, что герой своей энергией может покорить и Алибасова, и людей на рынке, и заразить робкого композитора Окорокова мечтами о славе.
При этом у Шишинина своеобразная «серая» мораль. С одной стороны, он — типичный мечтатель, желающий прославиться и сделать что-то совершенно новое. С другой — делец, который не гнушается незаконными заработками и даже угрозами. Герой обещает жене славу и деньги (и зритель знает, что у него получится), но в моменте почти бросает семью.
На таких контрастах построен весь первый эпизод. Даже партнёрство Шишинина и Окорокова, а следом за ними — дуэт Алёны Апиной и Татьяны Ивановой. Всё это — полные противоположности в духе Пальто и Марата из «Слова пацана».
Расстраивает лишь, что про девушек сказать почти нечего. Они появляются в финале эпизода и пока выглядят стереотипной контрастной парой: тихоня и хулиганка. Хочется верить, что в дальнейшем внимание переключат на них.
Отсылки к эпохе сваливаются в клише
Сериалы про восьмидесятые и девяностые — тренд российского кинематографа. Режиссёр Никита Власов до этого уже снял «Ладу Голд» с отсылками к той эпохе, а действие «Комбинации» и вовсе посвящено временам перестройки.
Иногда кажется, что автор перегибает с количеством отсылок. Понятно, что в кадре стараются восстановить атмосферу времени. «Интеграл» Алибасова выступает в каком-то саратовском ДК. Шишинин, которого жена выгнала из дома, спит в «Жигулях». Перед концертом «Миража» происходит толкучка за «лишним билетиком». Сам герой пару раз иронично шутит про операцию «Американский мальчик», ссылаясь на будущий хит группы, а само слово «комбинация» пока что мелькает без контекста, но мы-то знаем…
Однако Власову и этого мало. Он заставляет Шишинина постоянно снимать всё на видеокамеру, и часть действия показывает как запись с VHS-кассеты. Во вступлении это ещё забавно, но дальше кажется уже лишним.
В саундтреке традиционно звучит смесь уходящей советской эстрады и новомодной попсы. Вот только группа «Мираж» уже поднадоела после «Слова пацана». И если в знаменитом сериале Крыжовникова песен было слишком мало, то в «Комбинации» их закидывают чересчур много, будто пытаются охватить всю эстраду того времени.
В результате музыкальная составляющая получается слишком хаотичной.
Радует лишь, что в финал первой серии поместили задорную «Хэй, мама» — одну из ранних песен «Комбинации», а не какой-нибудь их надоевший хит.
Съёмки иногда утомляют
В визуальном стиле «Комбинации» нетрудно заметить отсылки к уже упомянутой «Ладе Голд» того же Власова — эффект VHS-кассеты тоже использовали в предыдущем проекте. Да ещё и немалая часть актёрского состава пришла оттуда же. Новинка иногда выглядит странно: в первую очередь смущает безумный монтаж в отдельных сценах.
В съёмках концертов он помогает создать динамику, а заодно и спрятать проблемы с массовкой — если присмотреться, статисты выглядят очень ненатурально, но это можно списать на придирки. А вот как объяснить то, что склейки делают даже в коротких диалогах, когда ракурс камеры не меняется? Иногда даже хочется додумать, что Кологривый просто ни разу не произнёс реплику от начала до конца.
Но, возможно, дело в том, что Власов — выпускник школы «Индустрия», где преподаёт всё тот же Жора Крыжовников. Бесконечные джамп-каты — как раз наследие стиля «Слова пацана». В истории малолетних бандитов они добавляли динамики и даже нервозности. А вот что они дают в статичной сцене, когда два героя обсуждают планы на жизнь, — непонятно.
Павильонные съёмки слишком сильно контрастируют с работой на открытом пространстве. Вроде бы здесь есть и стадионные концерты, и работа на улице. Но в остальное время в кадре как-то слишком тесно и суетно. Возможно, это как раз художественная задумка — показать, как человек вырывается из коммуналок и подсобок в огромные залы. Или просто необходимость экономить пространство.
И самое главное: совершенно непонятно, зачем нужна странная вступительная сцена в роддоме. Или это намёк, что новорождённая дочь толкает героя стать продюсером женской группы?
Пока трудно говорить о качестве всего сериала. Но первый эпизод оказался скорее необычным: в сериале, посвящённом женской группе, о самих девушках почти не говорят. Если они и дальше останутся дополнительными персонажами, у «Комбинации» есть шанс превратиться в сольный проект Никиты Кологривого, которых в последнее время слишком много.
Но пока что история радует неоднозначной моралью и энергичным развитием и расстраивает обилием клише о перестройке. Остаётся ждать основных событий.