Пока внимание многих людей приковано к падению акций Intel и падению фондового рынка высокотехнологических компаний в целом, юристы компании AMD добились удаления части кода ZLUDA, разрабатываемого как альтернатива технологии CUDA на базе графических процессоров от AMD.
Пока внимание многих людей приковано к падению акций Intel и падению фондового рынка высокотехнологических компаний в целом, юристы компании AMD добились удаления части кода ZLUDA, разрабатываемого как альтернатива технологии CUDA на базе графических процессоров от AMD.
Анджей Яник (Andrzej Janik), известный своей работой по созданию реализаций технологии CUDA для GPU Intel и AMD, был вынужден по требованию компании AMD убрать из открытого доступа часть кода открытого проекта ZLUDA, позволяющего выполнять немодифицированные CUDA-приложения на системах с GPU AMD, используя стек ROCm и runtime HIP (Heterogeneous-computing Interface for Portability). Отдельно отмечается, что каких-либо связанных с проектом ZLUDA обращений от компании NVIDIA, которой принадлежит права на технологию CUDA, разработчику не поступало.
Изначально проект ZLUDA развивался для GPU Intel, но в 2022 году Анджей уволился из Intel и заключил контракт с компанией AMD на разработку слоя для совместимости с CUDA. В начале 2024 года компания AMD решила, что запуск CUDA-приложений на GPU AMD не представляет интереса для бизнеса, что по условию контракта позволило разработчику открыть свои наработки. В процессе переписки по электронной почте разработчиком также было получено разрешение на публикацию от представителя AMD.
Спустя 6 месяцев после публикации изменений, созданных во время работы на AMD, юристы данной компании связались с Анджей и дали понять, что ранее предоставленное в ходе переписки разрешение не имеет юридической силы. Подробности переписки с юристами AMD не приводятся из-за соглашения о неразглашении информации. Тем не менее, результатом стало то, что разработчик был вынужден убрать из открытого доступа весь код, созданный для AMD.
Анджей не намерен бросать работу над проектом и планирует пересоздать его, основываясь на коде, имевшемся до начала сотрудничества с AMD (старый код был рассчитан на работу с GPU Intel). Подробности о дальнейшем развитии проекта будут представлены в течение нескольких недель. Пока лишь сообщается, что часть функциональности будет потеряна, а также будет не суждено открыть некоторые параллельно развившиеся проекты. Например, планировалось опубликовать результат работы над поддержкой технологии NVIDIA GameWorks, которая была доведена до возможности использования базирующихся на GameWorks эффектов в игре "Batman: Arkham Knight".
Дополнительно можно отметить, развитие инструментария SCALE, нацеленного на предоставление возможности выполнения приложений CUDA на системах с GPU AMD. Ключевым компонентом развиваемого инструментария является компилятор, совместимый на уровне опций с nvcc, основанный на кодовой базе проекта LLVM и позволяющий компилировать код на языке CUDA в представление для запуска на GPU AMD. Проект также предоставляет библиотеки-обвязки с реализацией API CUDA-X поверх стека AMD ROCm, Runtime и API драйверов для GPU AMD. Инструментарий симулирует для приложений наличие NVIDIA CUDA Toolkit, что позволяет собирать CUDA-код для GPU AMD без внесения изменений в исходные тексты и сценарии сборки.
В настоящее время инструментарий SCALE находится на стадии бета-тестирования (пакеты доступны для различных дистрибутивов Linux). Работа SCALE протестирована с такими системами, как Blender, hashcat, llama-cpp, NVIDIA Thrust, GOMC, stdgpu, xgboost, faiss и AMGX на системах с GPU AMD gfx1030 (Navi 21, RDNA 2.0) и AMD gfx1100 (Navi 31, RDNA 3.0). Проект SCALE является проприетарным и распространяется без предоставления исходных текстов. При этом лицензия допускает использование в коммерческих целях, распространение и внесение изменений, но запрещает обратный инжиниринг. Разработчики не исключают, что в будущем могут вернуться к рассмотрению возможности открытия кода, но на данной стадии разработки решено код не публиковать.